На улице лето, а
значит и одежда вслед за лучами солнца и цветущей зеленью становится всё
ярче и эмоциональнее. А правильно - ли мы делаем, следуя позывам природных
явлений меняем более привычную нам сдержанную цветовую гамму на интенсивные
краски земляники, травы и моря?
Первое впечатление от
костюма возникает благодаря цвету. Он даёт эмоциональный толчок, это очень
сильный фактор восприятия предметов окружающего мира. Не случайно вопросами
психологии цвета занимались такие теоретики искусства и художники, как Леонардо
да Винчи, Гете, Делакруа, Кандинский и др.
Эмоциональному
воздействию цвета уделяется большое внимание при создании современного костюма
во многом благодаря тому, что именно цвет может способствовать созданию
определенного настроения и связывается с такими понятиями, как радость, печаль,
благородство, строгость, молодость и т.д.
Цвет костюма в
определенных условиях приобретает значение символа. Цветовая символика
изначально была тесно связана с отражением жизненных процессов. Практический
опыт ещё на самых ранних стадиях развития человека подсказывал ему связь между
предметами природы и их цветом, например цвета съедобных плодов и
т.д.
Связь между
предметами и их цветовым обликом закреплялась у человека в прочных ассоциациях,
когда само понятие цвета вызывало представление о том или ином объекте. Эти
ассоциации касались прежде всего характерных свойств и качеств предмета. В связи
с этим постепенно в сознании людей вырабатывалось отношение к цвету как к
носителю вполне определённого содержания, играющего роль знака, символа. Так,
например, почти во всех примитивных культурах считалось, что белый цвет – символ
начала, света. Он противопоставлялся чёрному и обычно символизировал
положительное значение. При этом необходимо учитывать, что каждый цвет имеет
многочисленные оттенки. Так, например, красный цвет, который воспринимается
обычно как символ жизненной силы, праздника, может быть зловещим, мрачным в
зависимости от примеси к основному цветовому тону чёрного или белого
цвета.
Символические свойства цветов широко применяли в одежде, подчёркивая сословную
принадлежность или профессиональную деятельность человека. Так, жёлтый халат в
Китае носил только император, коричневый и белый – престарелые сановники,
голубой без вышивки – студенты, белый – крестьяне, чёрный – бедняки. В Индии
цвету придавали большое значение с точки зрения передачи идеи или определённой
концепции, эмоционального настроя. Так, например, серый цвет характеризовал
печаль, красный – гнев, жёлтый – удивление, оранжевый – героику, чёрный –
устрашение и т.д.
В
течение сотен лет у человека вырабатывались устойчивые представления об
эмоциональном воздействии и восприятии различных цветов. Так, считалось, что
чёрный цвет вызывает угнетённое состояние, ассоциируется с мраком, темнотой,
холодом, зелёный – цвет листвы, травы – успокаивает человека, снижает давление,
способствует отдыху уставших глаз. Физиологическому и психологическому
воздействию цвета на организм человека много уделял внимания Гете. Он писал,
например, что жёлтый цвет отличается «…ясностью, весёлостью и мягкой
прелестью».
Процесс
зрительного восприятия цветового образа весьма сложный и зависит от многих
факторов жизни человека и устройства глаза. Большинство людей одинаково
реагируют на один и тот же цвет. Учёные доказали, что цветовая чувствительность
людей меняется с изменением возраста, образа жизни, трудовой деятельности,
состояния здоровья. Хотя у каждого человека существует излюбленная гамма
определённых цветов, с возрастом она меняется – приближается к более сдержанным,
пастельным тонам.
Обычно
при моделировании костюма исходят из сочетания не более чем трёх цветов, так как
иначе композиция окажется дробной, лишённой целостности. Известно, что при
соединении двух контрастных цветов происходит либо усиление каждого из них, либо
погашение, а на границе их слияния возникает третий цвет – оттенок. Причём чем
меньше площадь деталей, тем они подвержены большему влиянию соседнего
цвета.
Цвет
как средство композиции костюма тесно связан и с его формой. Если форма костюма
лаконична, геометрически проста, то костюм не будет выглядеть мрачным при
использовании тёмно – синих и серо – синих тонов. При форме костюма с массивными
складками из такой же ткани тёмно – синего цвета он будет выглядеть как чёрный.
Совершенно иначе эта форма будет воспринята в светло – бежевых или светло –
голубых тонах. С простой формой хорошо сочетаются яркие, сочные цвета;
пастельные, мягкие могут использоваться для более сложных
силуэтов.
Цвет
связан и с другими средствами композиции – пропорциями, масштабом, нюансом. Цвет
позволяет скорректировать не совсем пропорциональное сложение, создаёт связь
между отдельными частями изделия. С помощью цвета можно акцентировать элементы
формы, подчеркнуть ту или иную часть фигуры, охарактеризовать облик человека в
целом.
Гармония цветовой композиции костюма во многом определяется тем,
насколько он соответствует индивидуальным колористическим особенностям человека,
таким, как цвет глаз, волос и кожи. Тон костюма может повторить цветовую
характеристику обладателя, например, голубое платье подчеркнёт цвет голубых
глаз, тёмно – коричневое –оттенок каштановых волос. В то же время платье жёлтого
цвета при тёмном цвете лица может придать ему фиолетовый оттенок. Выбирая
цвет костюма, надо обязательно принимать во внимание все эти нюансы. Цвет в
костюме должен сочетаться не только с внешним обликом человека, но и
соответствовать его психологическому состоянию, настрою, темпераменту. Есть
люди, которым, например, очень идёт оранжевый цвет, но они никогда не используют
его в своей одежде, так как он сочетается в их представлении с беспокойством,
напряжённостью, не свойственной их эмоциональному складу. Цвет одежды играет
немаловажную роль как фактор возрастного различия. Для одежды детей характерны
нежные и светлые пастельные тона, подростки предпочитают контрастные цвета,
взрослые – одежду глубоких цветовых тонов. Цветом может быть выражена сезонность
одежды. Известно, что летние костюмы отличаются яркостью цветовых сочетаний,
обилием светлых и белых цветов, гармонирующих с яркой зеленью, синим небом,
жёлтым песком и т.д.
Таким
образом, для того чтобы правильно использовать цвет в одежде, необходимо
подбирать цветовую гамму ансамбля с учётом своего стиля, индивидуального облика,
принимая во внимание соответствие цветовых сочетаний функциональному назначению,
форме и фактуре материала костюма. Дерзайте, пробуйте цветовые нюансы, но
помните, что встречают по одёжке, а в « одёжке » главное – цвет!
ОЛЕГ
АЖГИХИН.
Президент Ассоциации профессионалов моды,
стилист.